Распоряжение Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 11.08.2014 N 672-р "О совершенствовании организации органного донорства в Санкт-Петербурге"



ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 августа 2014 г. № 672-р

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАННОГО ДОНОРСТВА
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

В целях совершенствования организации органного донорства и повышения доступности медицинской помощи методом трансплантации органов населению Санкт-Петербурга:
1. Утвердить:
1.1. Регламент организации работы при оказании медицинской помощи методом трансплантации в Санкт-Петербурге согласно приложению 1 к настоящему распоряжению.
1.2. Положение об организации донорства органов для трансплантации в государственных учреждениях здравоохранения Санкт-Петербурга согласно приложению 2 к настоящему распоряжению.
1.3. Положение о Санкт-Петербургском Координационном центре органного донорства согласно приложению 3 к настоящему распоряжению.
1.4. Положение о распределении донорских органов для трансплантации в Санкт-Петербурге согласно приложению 4 к настоящему распоряжению.
1.5. Отчетно-учетные формы согласно приложению 5 к настоящему распоряжению:
1.5.1. Форма № 1 "Журнал учета наблюдения пациентов с поражением головного мозга, чей неврологический статус по ШКГ составляет менее 6 баллов".
1.5.2. Форма № 2 "Отчет трансплантационного координатора в Комитет по здравоохранению о результатах наблюдения в стационаре потенциальных доноров".
1.5.3. Форма № 3 "Отчет трансплантационного координатора в КЦОД о выполненных процедурах кондиционирования потенциальных доноров органов".
1.5.4. Форма № 4 "Журнал учета вызовов специалистов КЦОД для консультаций по оценке состояния потенциальных доноров".
1.5.5. Форма № 5 "Отчет КЦОД в Комитет по здравоохранению о выполненных процедурах кондиционирования потенциальных доноров и изъятиях органов для трансплантации".
1.6. Форму уведомления судебно-медицинским экспертом прокурора об изъятии донорских органов у трупа в целях трансплантации согласно приложению 6 к настоящему распоряжению.
1.7. Реестр государственных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга, в которых разрешено производить заготовку донорских органов и(или) тканей после констатации смерти человека на основании диагноза смерти головного мозга или необратимой остановке кровообращения, согласно приложению 7 к настоящему распоряжению.
2. Руководителям государственных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга, в которых разрешено производить эксплантацию (изъятие) донорских органов и(или) тканей после констатации смерти человека на основании диагноза смерти головного мозга или при необратимой остановке кровообращения, обеспечить комплекс работ по организации донорства в соответствии с приложением 2 к настоящему распоряжению.
3. Директору ГБУ "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И.Джанелидзе" Парфенову В.Е.:
3.1. Реорганизовать Центр органного и тканевого донорства в Санкт-Петербургский Координационный центр органного донорства (далее - КЦОД) с формированием нового штатного расписания КЦОД в соответствии с настоящим распоряжением, нормативными актами и действующим законодательством.
4. Начальнику отдела экономики и перспективного планирования Комитета по здравоохранению Тарасовой Е.Ю. предусмотреть финансирование ГБУ "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И.Джанелидзе" с учетом изменений, внесенных настоящим распоряжением.
5. Главному внештатному специалисту-трансплантологу Комитета по здравоохранению представить в Комитет по здравоохранению в срок до 01.10.2014 предложения по организации на базе одного из государственных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга неврологической консультативной бригады с участием врачей невропатолога и нейрофизиолога для выполнения необходимых диагностических мероприятий при подозрении на смерть головного мозга в государственных учреждениях здравоохранения Санкт-Петербурга.
6. Главному внештатному специалисту трансплантологу Комитета по здравоохранению и главному внештатному специалисту по клинической лабораторной диагностике Комитета по здравоохранению ознакомиться с деятельностью и штатной структурой Городской лаборатории иммуногенетики и серологической диагностики ГБУ "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И.Джанелидзе" (далее - Лаборатория) и по результатам представить в Комитет по здравоохранению в срок до 01.10.2014 предложения по дальнейшему совершенствованию организации работы Лаборатории в соответствии с требованиями нормативных актов и действующим законодательством.
7. Главному внештатному специалисту по анестезиологии и реаниматологии Комитета по здравоохранению, главному внештатному специалисту-неврологу Комитета по здравоохранению, главному внештатному специалисту по судебно-медицинской экспертизе Комитета по здравоохранению осуществлять постоянный контроль за соблюдением в государственных учреждениях здравоохранения Санкт-Петербурга положений приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении Инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга" от 20.12.2001 № 460, приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 № 73 "Об утверждении инструкции по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий", а также положений настоящего распоряжения.
8. Считать утратившими силу:
- распоряжение Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 19.07.2004 № 238-р "О совершенствовании организации органного донорства в стационарах Санкт-Петербурга",
- распоряжение Комитета по здравоохранению от 21.03.2006 № 104-р "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Комитета по здравоохранению от 19.07.2004 № 238-р "О совершенствовании организации органного донорства в стационарах Санкт-Петербурга",
- распоряжение Комитета по здравоохранению от 09.08.1999 № 190-р "О совершенствовании организации трансплантологической помощи в Санкт-Петербурге", за исключением пункта 7.
9. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по здравоохранению Т.Н.Засухину.

Председатель
Комитета по здравоохранению
В.М.Колабутин





ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к распоряжению
Комитета по здравоохранению
от 11.08.2014 № 672-р

РЕГЛАМЕНТ
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
МЕТОДОМ ТРАНСПЛАНТАЦИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

1. Настоящий Регламент регулирует оказание трансплантологической помощи в Санкт-Петербурге и распространяется на трансплантацию органов, их фрагментов и комплексов.
2. Трансплантация органов, их фрагментов и комплексов в Санкт-Петербурге может осуществляться в учреждениях здравоохранения в соответствии с Перечнем, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Российской академии медицинских наук от 25.05.2007 № 357/40 "Об утверждении перечня органов и(или) тканей человека - объектов трансплантации, перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и(или) тканей человека, и перечня учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и(или) тканей человека".
3. Организация работы государственного учреждения, оказывающего помощь методом трансплантации (отделение/центр трансплантации), осуществляется в соответствии с приложением № 1 "Правила организации деятельности отделения хирургического профиля, осуществляющего трансплантацию органов и(или) тканей" к приказу Минздрава России от 31.10.2012 № 567н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "хирургия (трансплантация органов и(или) тканей человека)".
4. При наличии у пациента медицинских показаний к трансплантации, установленных в процессе его лечения или обследования в государственном учреждении здравоохранения (далее - ГУЗ), он направляется на консультацию в учреждение здравоохранения, оказывающее медицинскую помощь методом трансплантации органов.
5. Отбор больных на трансплантацию осуществляется в ГУЗ, оказывающем помощь методом трансплантации, по направлению (заключению) профильного специалиста, основанному на данных выписки из истории болезни, осмотра и при необходимости дополнительного обследования пациента с целью установления показаний или противопоказаний к трансплантации, в точном соответствии с приказом Минздрава России от 31.10.2012 № 567н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "хирургия (трансплантация органов и(или) тканей человека)".
6. Окончательное решение о включении пациента в лист ожидания трансплантации органа (фрагмента органа) принимается комиссией (консилиумом) учреждения, осуществляющего медицинскую помощь методом трансплантации, в составе соответствующих специалистов, руководителя отделения и представителя администрации ГУЗ.
7. Возможность изъятия органа (фрагмента органа) у живого родственного донора устанавливается врачебным консилиумом ГУЗ, осуществляющего медицинскую помощь методом трансплантации, в составе хирурга-трансплантолога, анестезиолога-реаниматолога, а при необходимости - врачей других специальностей на основании проведения медицинского обследования и оформляется в виде заключения в медицинской карте.
8. Обеспечение трансплантации комплексом иммуногенетических и иммунологических исследований при формировании "листа ожидания", при подборе гистосовместимой пары донор-реципиент, при диагностике отторжения трансплантата, а также при обследовании потенциальных доноров органов на наличие маркеров гемотрансмиссивных инфекций осуществляется Лабораторией.
9. В "лист ожидания" трансплантации органа (фрагмента органа) в ГУЗ, осуществляющее медицинскую помощь методом трансплантации, вносятся данные ответственным лицом учреждения здравоохранения с письменного согласия пациента, а в случае если пациентом является несовершеннолетнее или недееспособное лицо, - с письменного согласия его родителей или законных представителей.
10. Для трансплантации каждого органа (почка, сердце, печень, легкие, поджелудочная железа) или органокомплекса формируется свой единый "лист ожидания".
11. Ведение единого "листа ожидания" трансплантации, органов, включающего "листы ожидания" ГУЗ, оказывающих медицинскую помощь методом трансплантации органов, осуществляется Лабораторией под контролем главного внештатного специалиста-трансплантолога Комитета по здравоохранению.
12. В "лист ожидания" трансплантации органа (фрагмента органа) вносятся следующие данные: фамилия, имя и отчество пациента, его возраст (дата рождения), пол, место постоянной регистрации, дата включения в лист ожидания трансплантации трупного органа, группа крови, резус-фактор, основной диагноз, сведения о сопутствующей патологии и статус неотложности (с указанием даты его установления и причин), данные вирусологического обследования (периодичность обследования составляет 3 месяца), антропометрические параметры, сопутствующие заболевания и другие медицинские данные, имеющие отношение к подбору трансплантата и срокам ожидания трансплантации.
13. "Лист ожидания" трансплантации органа (фрагмента органа) в ГУЗ, осуществляющее медицинскую помощь методом трансплантации, составляется и корректируется в части включения новых пациентов, исключения оперированных и умерших пациентов не реже одного раза в месяц заведующим отделением, в котором выполняются трансплантации, и представляется ежемесячно в Комитет по здравоохранению и Лабораторию для включения в единый лист ожидания.
14. Госпитализация реципиента для выполнения операции по трансплантации трупного органа (фрагмента органа) осуществляется в экстренном порядке (в течение 24 часов) при наличии подходящего донорского органа.
15. Динамическое, в том числе амбулаторное, наблюдение пациентов с пересаженными органами осуществляется регулярно в ГУЗ (отделение/центр трансплантации) и в ГУЗ по профилю выполненной трансплантации, специализирующихся в области посттрансплантационного ведения и осуществляющих преемственность во взаимодействии. На каждого пациента, перенесшего трансплантацию органа, в ГУЗ, осуществляющее амбулаторное наблюдение, оформляется карта амбулаторного больного в соответствии с учетной формой № 025/у-04 "Медицинская карта амбулаторного больного", утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 255.
16. Порядок амбулаторного наблюдения и алгоритм обследования определяются хирургом-трансплантологом и профильным специалистом. Динамическое наблюдение включает в себя комплексную оценку клинического состояния реципиента, лабораторное и инструментальное обследование, в том числе биопсию трансплантата, мониторинг иммуносупрессии и иммунологического статуса, вирусных и бактериальных инфекций и других параметров.
17. Жители Санкт-Петербурга, которым операция по пересадке органа была выполнена в другом субъекте Российской Федерации, имеют право выбора ГУЗ для наблюдения исходя из профиля ГУЗ и приближенности его к месту жительства.
18. При приеме на амбулаторное наблюдение нового пациента ГУЗ заполняет форму № 01-ФР "Направление на включение сведений (внесение изменений в сведения) о больном в Федеральный регистр лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и(или) тканей" в соответствии с приказом Минздрава России от 15.02.2013 № 69н "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 № 404 "Об утверждении Правил ведения Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и(или) тканей".
19. В Санкт-Петербурге ведется "Регистр пациентов после трансплантации органов, нуждающихся в иммуносупрессивных препаратах", который является основанием для формирования заявки на закупку иммуносупрессивных и иных специфических препаратов.
20. По согласованию с главным внештатным специалистом-трансплантологом Комитета по здравоохранению его заместитель проводит формирование и ведение "Регистра учета потребности в иммуносупрессивных препаратах".
21. Все ГУЗ, в которых получают амбулаторное наблюдение и лечение пациенты с функционирующими органными трансплантатами, должны предоставлять информацию о наблюдаемых пациентах 2 раза в год до 15 мая и до 15 ноября в виде электронной таблицы по форме, приведенной в приложении к настоящему Регламенту.
22. При выбывании пациента из амбулаторного наблюдения ГУЗ оформляет необходимые документы в соответствии с вышеперечисленными приказами Министерства здравоохранения России.





Приложение
к Регламенту организации работы
при оказании медицинской
помощи методом трансплантации
в Санкт-Петербурге

Форма учета пациентов с функционирующими органными
трансплантатами, наблюдающимися в ГУЗ

Название ГУЗ: ___________________________________

№ п/п
Ф.И.О. (пациента)
Дата рождения (дд.мм.гг.)
Дата операции (дд.мм.гг.)
Состояние/наблюдается/выбыл (указать причину)
Циклоспорин мг/сут.
Такролимус мг/сут.
Эверолимус мг/сут.
Сиролимус мг/сут.
Микофенолата мофетил мг/сут.
Микофеноловая кислота мг/сут.
Азатиоприн мг/сут.
Преднизолон мг/сут.
Адваграф мг/сут.
Креатинин
Примечание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16





















ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к распоряжению
Комитета по здравоохранению
от 11.08.2014 № 672-р

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДОНОРСТВА ОРГАНОВ ДЛЯ ТРАНСПЛАНТАЦИИ
В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

1. Общие положения

1.1. Донорство органов для трансплантации осуществляется во всех отделениях реанимации и интенсивной терапии общего профиля, нейрохирургического и неврологического профилей, блоках реанимации и интенсивной терапии ГУЗ, поименованных в приложении 7 к настоящему распоряжению.
1.2. Основной задачей ГУЗ в части исполнения настоящего распоряжения является обеспечение органными трансплантатами и(или) тканями пациентов, нуждающихся в трансплантации.
1.3. Организация донорства органов для трансплантации включает в себя принципы "мультиорганного донорства" и "трансплантационной координации", которые подразумевают введение в каждом ГУЗ, поименованном в приложении 7 к настоящему распоряжению, должности трансплантационного координатора.
1.4. Для указанных целей руководители ГУЗ, в которых разрешено производить заготовку донорских органов после констатации смерти человека на основании диагноза смерти головного мозга или при необратимой остановке кровообращения, осуществляют следующие мероприятия:
1.4.1. Выделяют в штатном расписании ГУЗ должность врача, на которого приказом возлагают функции трансплантационного координатора данного ГУЗ с установлением дополнительной надбавки к его должностному окладу.
1.4.2. Разрабатывают и утверждают функциональные обязанности трансплантационного координатора согласно части 2 настоящего приложения.
1.4.3. Устанавливают обязательное подчинение трансплантационному координатору медицинского персонала ОРИТ в части, касающейся обеспечения организации донорства органов для трансплантации.
1.5. Трансплантационный координатор назначается приказом главного врача ГУЗ по согласованию с главным внештатным специалистом-трансплантологом Комитета по здравоохранению.
1.6. Трансплантационными координаторами не могут быть назначены лица, занимающие административные должности в ГУЗ.
1.7. Руководитель ГУЗ организует профессиональную подготовку и повышение квалификации трансплантационного координатора.
1.8. Трансплантационная координация включает в себя следующие этапы:
- выявление и своевременное оповещение о наличии потенциального донора;
- клиническое, лабораторное и при необходимости инструментальное обследование потенциального донора;
- мониторинг клинического состояния потенциального донора;
- контроль обеспечения своевременной диагностики смерти головного мозга;
- координацию действий трансплантационных бригад ГУЗ, КЦОД, Лаборатории по оценке потенциального донора;
- обеспечение мероприятий, связанных с поддержанием кровообращения и адекватного гомеостаза у доноров со смертью мозга;
- получение разрешения главного врача или лица, его замещающего, на изъятие органов для трансплантации у донора со смертью головного мозга;
- организация операционной для выполнения операции изъятия донорских органов для трансплантации;
- контроль медицинской карты после констатации смерти мозга и ведение документации посмертного донорства в ГУЗ.
1.9. Потенциальный донор органов - пациент в возрасте старше 18 лет, получивший изолированное повреждение головного мозга травматического, сосудистого или иного характера либо повреждение головного мозга в сочетании с повреждениями иных частей тела, чей неврологический статус по Шкале Ком Глазго (ШКГ) оценивается менее 6 баллов.
1.10. Наличие у пациента неврологического статуса, определяемого по ШКГ как 3 балла, зафиксированного при работающем сердце и искусственной вентиляции легких, является показанием для начала процедуры диагностики смерти головного мозга, определяемой приказом Минздравсоцразвития России от 20.12.2001 № 460 "Об утверждении инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга".
1.11. В случае развития у потенциальных доноров остановки кровообращения продолжение проведения реанимационных мероприятий или отказ от их продолжения осуществляются в соответствии с Правилами прекращения реанимационных мероприятий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2012 № 950 "Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека".
1.12. При появлении в ГУЗ потенциального донора трансплантационный координатор информирует об этом главного врача ГУЗ либо лицо, его замещающее. При получении разрешения главного врача ГУЗ либо лица, его замещающего, на дальнейшее наблюдение потенциального донора трансплантационный координатор незамедлительно информирует об этом главного внештатного специалиста-трансплантолога Комитета по здравоохранению или лицо, его замещающее, КЦОД, Лабораторию и при необходимости специалистов из профильных ГУЗ, осуществляющих медицинскую помощь методом трансплантации.
1.13. Решение о прекращении наблюдения потенциального донора может быть принято только по согласованию со специалистами-трансплантологами, с дежурным врачом КЦОД и обязательным уведомлением главного внештатного специалиста-трансплантолога Комитета по здравоохранению или лица, его замещающего.
1.14. Констатация смерти человека, являющегося донором органов, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2012 № 950 "Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека".
1.15. При констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга оформляется Протокол установления смерти человека на основании диагноза смерти мозга в соответствии с приложением к приказу Минздравсоцразвития России от 20.12.2001 № 460 "Об утверждении инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга", который составляется в двух экземплярах, один из которых вклеивается в медицинскую карту стационарного больного умершего (донора), другой хранится в архивной документации КЦОД.
1.16. Констатация смерти человека оформляется в виде Протокола установления смерти человека по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2012 № 950 "Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека", который составляется в двух экземплярах, один из которых вклеивается в медицинскую карту стационарного больного умершего (донора), другой хранится в архивной документации КЦОД.
1.17. Разрешение/запрет главного врача (руководителя) ГУЗ (в случае его отсутствия - лица, его замещающего) и судебно-медицинского эксперта на изъятие донорских органов у донора-трупа, а также непосредственно процедура изъятия донорского(их) органа(ов) фиксируется в Акте об изъятии органов у донора-трупа для трансплантации, который составляется в двух экземплярах, один из которых вклеивается в медицинскую карту стационарного больного (донора), другой хранится в архивной документации КЦОД.
1.18. Вызов судебно-медицинского эксперта при наличии соответствующих показаний по согласованию с трансплантационным координатором ГУЗ для получения соответствующего разрешения на изъятие осуществляет КЦОД.
1.19. Разрешение главного врача (руководителя) ГУЗ и судебно-медицинского эксперта на изъятие донорских органов у трупа для клинической трансплантации допускается:
- только после бесспорного установления факта смерти человека, зафиксированного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2012 № 950 "Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека";
- только если на момент изъятия органов и(или) тканей ГУЗ не было поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и(или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 22.12.1992 "О трансплантации органов и(или) тканей человека".
1.20. В соответствии с вышеизложенным функциями ГУЗ в части организации и обеспечения работы по донорству органов являются:
- активное участие в оказании трансплантологической помощи нуждающимся пациентам;
- обеспечение своевременной диагностики смерти головного мозга на основании приказа Минздравсоцразвития России от 20.12.2001 № 460 "Об утверждении инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга";
- постоянное взаимодействие с ответственными профильными специалистами-трансплантологами, главным внештатным специалистом-трансплантологом Комитета по здравоохранению или лицом, его замещающим;
- информирование ответственных профильных трансплантологов, КЦОД, главного внештатного специалиста-трансплантолога Комитета по здравоохранению или лица, его замещающего, о поступлении либо о нахождении пациента, рассматриваемого по совокупности клинических признаков как потенциальный донор;
- проведение совместно с врачами анестезиологами-реаниматологами и профильными специалистами из выездных бригад мероприятий, направленных на коррекцию расстройств гомеостаза у потенциального донора;
- предоставление хирургическим бригадам операционной для проведения операции эксплантации донорских органов;
- в случае необходимости осуществление консультативных мероприятий по констатации смерти человека в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2012 № 950 "Об утверждении Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев и процедуры установления смерти человека, Правил прекращения реанимационных мероприятий и формы протокола установления смерти человека".
1.21. Персональную ответственность за обеспечение условий для эффективного взаимодействия между ГУЗ, осуществляющими медицинскую помощь методом трансплантации, несут руководитель ГУЗ и трансплантационный координатор.
1.22. Специалисты ГУЗ, специалисты-трансплантологи из ГУЗ, осуществляющих медицинскую помощь методом трансплантации, а также иные медицинские специалисты, обеспечивающие все этапы донорского процесса, несут персональную ответственность за соблюдение Закона Российской Федерации от 22.12.1992 "О трансплантации органов и(или) тканей" и настоящего Положения.

2. Функциональные обязанности трансплантационного
координатора государственного учреждения здравоохранения
Санкт-Петербурга

2.1. Трансплантационный координатор ГУЗ ежедневно в течение суток организует выявление пациентов в возрасте старше 18 лет с повреждениями головного мозга травматического, сосудистого или иного характера, сочетанного повреждения головного мозга и иных частей тела, чей неврологический статус по ШКГ составляет менее 6 баллов.
2.2. Контролирует своевременное выявление у пациентов следующих прогностически неблагоприятных признаков:
- атоническая кома;
- выраженная гипертензия и тахикардия (адреналовый шторм), сменяющиеся стойкой гипотонией, брадикардией с угрозой остановки кровообращения;
- отсутствие двигательной реакции на болевые раздражители;
- расширение зрачков и снижение/отсутствие их реакции на свет;
- анизокория (один из зрачков более 4 мм);
- отсутствие рефлексов ствола головного мозга;
- отсутствие фарингеальных и трахеальных рефлексов;
- отсутствие самостоятельного дыхания (апноэ);
- полиурия - диурез более 200 мл в час;
- прогрессивное снижение показателей центральной гемодинамики (гипотония менее 80 мм рт. ст., брадикардия менее 50 уд. в мин.) на фоне полного комплекса поддерживающих жизнь мероприятий.
2.3. Своевременно оповещает администрацию ГУЗ, главного внештатного специалиста-трансплантолога Комитета по здравоохранению, КЦОД, Лабораторию и при необходимости профильных трансплантологов ГУЗ, осуществляющих медицинскую помощь методом трансплантации, о наличии в ГУЗ потенциального донора.
2.4. Совместно с дежурным реаниматологом проводит клиническое, лабораторное и при необходимости инструментальное обследование потенциального донора.
2.5. Осуществляет контроль за обеспечением своевременной диагностики смерти головного мозга в ОРИТ и БРИТ.
2.6. При наличии показаний по согласованию с дежурным врачом-неврологом организует консультацию выездной нейрофизиологической бригады.
2.7. Осуществляет координацию действий врачебных бригад трансплантационных Центров по оценке потенциального донора.
2.8. Получает разрешение у главного врача ГУЗ или лица, его замещающего, и судебно-медицинского эксперта на изъятие органов для трансплантации у донора со смертью головного мозга.
2.9. Осуществляет координацию действий хирургических бригад трансплантационных Центров по организации мультиорганного забора донорских органов.
2.10. Организует предоставление операционной для выполнения операции эксплантации органов.
2.11. Осуществляет контроль медицинской карты стационарного больного после констатации смерти мозга и ведение документации посмертного донорства в ГУЗ.
2.12. Организует постоянный учет наблюдений потенциальных органных доноров в ГУЗ согласно установленной форме приложения 5 (Форма № 1).
2.13. Ежемесячно в срок до 10 числа текущего месяца подает в Комитет по здравоохранению отчет о результатах наблюдения потенциальных доноров в ГУЗ за предыдущий месяц согласно установленной форме приложения 5 (Форма № 2).
2.14. Ежемесячно в срок до 10 числа текущего месяца подает в КЦОД отчет о кондиционировании и изъятии донорских органов в ГУЗ за предыдущий месяц согласно установленной форме приложения 5 (Форма № 3).
2.15. В случае выявления у потенциального донора нарушений водно-электролитного, кислотно-щелочного баланса и иных нарушений гомеостаза совместно с врачом анестезиологом-реаниматологом выездной бригады КЦОД оказывает организационную, консультативную, методологическую помощь по их возможному устранению.
2.16. В случае развития у потенциального донора внезапной остановки кровообращения незамедлительно организует вызов бригады КЦОД, хирургической бригады по забору органов центра трансплантации и при этом контролирует выполнение мероприятий по сердечно-легочной реанимации вплоть до приезда бригады.





ПРИЛОЖЕНИЕ 3
к распоряжению
Комитета по здравоохранению
от 11.08.2014 № 672-р

ПОЛОЖЕНИЕ
О САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ КООРДИНАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ
ОРГАННОГО ДОНОРСТВА

1. Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу деятельности Санкт-Петербургского Координационного центра органного донорства (КЦОД) в системе ГУЗ Санкт-Петербурга, подведомственных Комитету по здравоохранению.
2. В своей деятельности КЦОД руководствуется Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 22.12.1992 № 4180-1 "О трансплантации органов и(или) тканей человека", приказом Минздрава России от 31.10.2012 № 567н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "хирургия (трансплантация органов и(или) тканей человека)", иными нормативными документами Минздрава России, Комитета по здравоохранению, настоящим Положением, Уставом и коллективным договором ГУЗ, на базе которого располагается.
3. Контроль над эффективностью работы КЦОД, внесение предложений об изменении его организации осуществляет главный внештатный специалист-трансплантолог Комитета по здравоохранению.
4. КЦОД осуществляет:
4.1. Постоянный контроль деятельности ГУЗ, указанных в приложении 7, по своевременному выявлению потенциальных доноров органов для трансплантации.
4.2. Взаимодействие с трансплантационными координаторами ГУЗ по выявлению потенциальных доноров органов для трансплантации, а также по организации и координации деятельности профильных хирургических бригад при мультиорганном заборе.
4.3. Организацию забора и доставки образцов крови потенциального донора в Лабораторию для исследований.
4.4. Организационную, консультативную, методологическую помощь трансплантационному координатору и врачу анестезиологу-реаниматологу по устранению нарушений водно-электролитного, кислотно-щелочного баланса и иных нарушений гомеостаза у потенциального донора, в том числе путем круглосуточного дежурства и выездов специалистов.
4.5. Ведение текущей и отчетной документации по органному донорству в Санкт-Петербурге.
4.6. Учет вызовов трансплантационным координатором государственного учреждения специалистов КЦОД согласно установленной форме приложения 5 (Форма № 4).
4.7. Сбор и анализ ближайших результатов трансплантации донорских органов.
5. Отчет о выполненных процедурах кондиционирования потенциальных доноров с последующим забором донорских органов в ГУЗ представляется ежеквартально в Комитет по здравоохранению и главному внештатному специалисту-трансплантологу Комитета по здравоохранению или лицу, его замещающему до 10-го числа, следующего за отчетным кварталом месяца, согласно установленной форме приложения 5 (Форма № 5).
6. Центр является структурным подразделением Государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И.Джанелидзе". Работа КЦОД организуется в круглосуточном режиме.
7. Административное управление осуществляется руководителем КЦОД.
8. Руководитель КЦОД назначается приказом директора ГБУ "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И.Джанелидзе" по согласованию с Комитетом по здравоохранению.
9. Должностная инструкция руководителя КЦОД в установленном порядке согласовывается в Комитете по здравоохранению.
10. Финансирование КЦОД осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
11. Ликвидация и реорганизация КЦОД проводятся Комитетом по здравоохранению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.





ПРИЛОЖЕНИЕ 4
к распоряжению
Комитета по здравоохранению
от 11.08.2014 № 672-р

ПОЛОЖЕНИЕ
О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ДОНОРСКИХ ОРГАНОВ ДЛЯ ТРАНСПЛАНТАЦИИ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

1. Общие положения

1.1. Распределение органов для трансплантации производится в ГУЗ, оказывающих помощь методом трансплантации, на основе единого "листа ожидания".
1.2. Единый "лист ожидания" донорского органа формируется Лабораторией.
1.3. Единый "лист ожидания" донорского органа в Санкт-Петербурге формируется из "листа ожидания" каждого ГУЗ, оказывающего помощь методом трансплантации, и утверждается главным внештатным специалистом-трансплантологом Комитета по здравоохранению.

2. Формирование единого "листа ожидания" донорского органа

2.1. Все ГУЗ, оказывающие помощь методом трансплантации, направляют свой "лист ожидания" в Лабораторию ежемесячно не позднее 5-го числа каждого месяца, за исключением случаев ургентных показаний к трансплантации, когда сведения могут быть направлены в Лабораторию в экстренном порядке.
2.2. "Лист ожидания", направляемый ГУЗ, должен содержать следующие сведения о потенциальных реципиентах:
- фамилию, имя и отчество;
- возраст и дату рождения;
- пол;
- место постоянной регистрации;
- дату включения в лист ожидания трансплантации трупного органа;
- группу крови, резус-фактор;
- сведения о предшествующих иммуногенных воздействиях (трансплантации, гемотрансфузии, беременности);
- основной диагноз;
- статус неотложности;
- данные вирусологического обследования (обновляются каждые 3 месяца);
- антропометрические параметры;
- другие медицинские данные, имеющие отношение к подбору трансплантата и срокам ожидания трансплантации.
2.3. "Лист ожидания", направляемый в Лабораторию из ГУЗ, оказывающего помощь методом трансплантации, должен сопровождаться образцами крови впервые включенных в него реципиентов для проведения иммуногенетического обследования. Ответственность за своевременную доставку в Лабораторию образцов крови реципиентов возлагается на ГУЗ, оказывающее помощь методом трансплантации.
2.4. В "листе ожидания" ГУЗ, оказывающего помощь методом трансплантации, подлежат обязательному обозначению реципиенты, по своему клиническому состоянию относящиеся к категории ургентных. Классы ургентности реципиентов, ожидающих трансплантацию того или иного органа, приведены в соответствующих разделах настоящего Положения.
2.5. В случае когда в "листах ожидания" ГУЗ, оказывающих помощь методом трансплантации, состоит один и тот же реципиент, Лаборатория в письменном виде информирует эти ГУЗ о необходимости принять меры по закреплению данного пациента только за одним ГУЗ.
2.6. При включении реципиента в "лист ожидания" Лаборатория проводит HLA-A, B, DRB1 типирование и определение предсуществующей сенсибилизации к HLA антигенам.
2.7. Исследование предсуществующей сенсибилизации у реципиентов "листа ожидания" проводится каждые 4 месяца, а при необходимости по направлению центра трансплантации в экстренном порядке. Для этого центры трансплантации доставляют образцы крови реципиентов в Лабораторию в согласованные с ней сроки.
2.8. Ежемесячно в срок не позднее 5-го числа руководитель Лаборатории передает единый "лист ожидания" донорских органов, содержащий результаты иммуногенетического обследования реципиентов, в Комитет по здравоохранению и главному внештатному специалисту-трансплантологу Комитета по здравоохранению.

3. Подбор гистосовместимой пары донор-реципиент и порядок распределения донорской почки

3.1. Трансплантационный координатор ГУЗ, где находится потенциальный донор, направляет образец крови донора в Лабораторию и предоставляет дежурному врачу Лаборатории и в ГУЗ, оказывающие помощь методом трансплантации, следующие сведения о доноре:
- возраст;
- пол;
- антропометрические данные;
- группа крови, резус-фактор;
- причина смерти донора;
- характер смерти (смерть головного мозга, биологическая смерть);
- длительность ИВЛ;
- дозы кардиотонической и вазопрессорной поддержки;
- клинические и лабораторные показатели потенциального донора.
3.2. Серологическое обследование потенциального донора органов на наличие маркеров гемотрансмиссивных инфекций (ВИЧ, гепатит B, гепатит C, сифилис) проводится Лабораторией. Результат обследования незамедлительно телефонограммой сообщается трансплантационному координатору ГУЗ и КЦОД.
3.3. При получении отрицательного результата обследования на наличие маркеров гемотрансмиссивных инфекций Лаборатория проводит HLA-A, B, DRB1 типирование донора.
3.4. Данные HLA типирования донора с учетом группы крови (донор 0(I) для реципиентов 0(I), A2(II), B(III) и A2B(IY); донор A(II) для реципиентов A(II) и AB(IY); донор A2(II) для реципиентов A2(II) и AB(IY); донор B(III) для реципиентов B(III), AB(IY) и A2B(IY); донор AB(IY) для реципиентов AB(IY); донор A2B(IY) для реципиентов A2B(IY) и AB(IY)) заносятся в компьютерную программу для выбора гистосовместимой пары донор - реципиент.
3.5. Главными критериями гистосовместимости при выборе реципиента из "листа ожидания" для трансплантации почки являются минимальное количество несовпадений с донором по HLA-антигенам локусов A, B, DRB1, совместимость по группе крови, отсутствие донор-специфических предсуществующих антител и отрицательный результат пробы на индивидуальную совместимость (кросс-матч). При наличии у пациентов с наилучшими показателями совместимости временных медицинских противопоказаний к трансплантации выбираются следующие по списку пациенты, располагающиеся в порядке возрастания количества несовпадений по HLA. При наличии нескольких пациентов с одинаковым количеством несовпадений по HLA предпочтение определяется следующими критериями: совместимость по локусу DRB1, возраст донора и реципиента, повторная трансплантация, наличие сенсибилизации к HLA-антигенам, длительность нахождения в "листе ожидания".
3.6. При выборе гистосовместимых пар донор - реципиент дежурный врач Лаборатории информирует об этом соответствующие центры трансплантации, к которым приписаны реципиенты, находящиеся первым и вторым в списке совместимости.
3.7. Дежурному врачу ГУЗ, оказывающего помощь методом трансплантации, предоставляется 1 час для принятия решения совместно с реципиентом о проведении трансплантации рекомендованного органа(ов).
3.8. При согласии ГУЗ, оказывающего медицинскую помощь методом трансплантации, принять орган для пересадки рекомендуемому Лабораторией реципиенту Лаборатория проводит пробу на индивидуальную совместимость между лимфоцитами донора и сывороткой реципиента (завершающий кросс-матч). В зависимости от результатов завершающего кросс-матча Лаборатория дает заключение о возможности или невозможности проведения трансплантации почки данному реципиенту от данного донора и незамедлительно телефонограммой информирует ГУЗ, оказывающее помощь методом трансплантации и КЦОД.
3.9. В случае отказа ГУЗ, оказывающего помощь методом трансплантации от рекомендуемого органа, КЦОД незамедлительно информирует об этом Лабораторию телефонограммой. В этом случае Лаборатория информирует другое ГУЗ, оказывающее помощь методом трансплантации, чей реципиент располагается следующим в списке совместимости, и действует согласно пп. 3.7 и 3.8.
3.10. После окончательного выбора реципиентов для трансплантации почек от данного донора Лаборатория незамедлительно направляет в письменной форме по факсу или электронной почте в ГУЗ, оказывающее помощь методом трансплантации, и в КЦОД заключение о результатах иммуногенетического подбора и результатах обследования донора на наличие маркеров гемотрансмиссивных инфекций.
3.11. ГУЗ, оказывающее помощь методом трансплантации, заявившее отказ от предложенного органа, в течение 24 часов направляет в КЦОД письменный отказ от органа с указанием причины отказа за подписью руководителя ГУЗ.

3.13. В случае возникновения спорной ситуации решение о направлении донорского органа принимает главный внештатный специалист-трансплантолог Комитета по здравоохранению по согласованию с ведущими профильными трансплантологами ГУЗ, оказывающих помощь методом трансплантации. О принятом решении главный внештатный специалист-трансплантолог Комитета по здравоохранению информирует незамедлительно Комитет по здравоохранению.
3.14. В случае выполнения трансплантации органа реципиенту, не рекомендованному Лабораторией и(или) не включенному в единый "лист ожидания", ГУЗ, оказывающее помощь методом трансплантации, в течение 24 часов с момента выполнения пересадки органа обязано информировать в письменной форме о причинах произошедшего КЦОД.
3.15. В случае выявления ситуации, изложенной в п. 3.13, руководитель Лаборатории обязан в письменной форме информировать Комитет по здравоохранению о нарушении положений настоящего распоряжения, допущенном ГУЗ.

4. Порядок распределения донорской печени для трансплантации

4.1. Распределение трансплантатов донорской печени для детей и взрослых реципиентов, состоящих в едином "листе ожидания", производится на основании совместимости донора и реципиента по группе крови по системе АВО, ургентности реципиента, оценки риска наступления летального исхода (MELD или PELD score), антропометрических параметров донора и реципиента, региона проживания реципиента, срока пребывания в едином "листе ожидания".
4.2. Статусы ургентности взрослых реципиентов (18 лет и старше) на трансплантацию печени:
4.2.1. Статус 1А. Фульминантная печеночная недостаточность с прогнозом длительности жизни реципиента менее 7 дней, которая определяется как:
- фульминантная печеночная недостаточность, начавшаяся как печеночная энцефалопатия и сформировавшаяся в течение 8 недель с момента появления первых признаков заболевания печени. Принципиально важным является отсутствие каких-либо хронических заболеваний печени в анамнезе до формирования фульминантной печеночной недостаточности. Для внесения пациента в единый "лист ожидания" КЦОД под "статусом 1А" пациент должен находиться в условиях отделения реанимации и интенсивной терапии и иметь один из трех нижеследующих критериев:
- искусственная вентиляция легких;
- вено-венозная гемофильтрация или вено-венозный гемодиализ;
- протромбиновое время > 2.0.

5. Порядок распределения донорского сердца для трансплантации

5.1. Классы ургентности реципиентов на трансплантацию сердца:
5.1.1. Класс 1А. Реципиенты с острой сердечной декомпенсацией в сочетании с одним из нижеследующих:
- механическая поддержка кровообращения, которая включает в себя как минимум одно условие из нижеследующих:
- правый и(или) левый вентрикулярный обход желудочков сердца;
- имплантированное искусственное сердце;
- внутриаортальная баллонная контрпульсация;
- экстракорпоральная мембранная оксигенация.
5.2. Последовательность селекции реципиента на трансплантацию донорского сердца:
- дети со статусом 1А, совпадающие с донором по антропометрическим параметрам;
- взрослые со статусом 1А;
- взрослые в приоритетности, определяемой регионом проживания и длительностью пребывания в едином "листе ожидания".

6. Порядок распределения донорских легких для трансплантации

6.1. Распределение трансплантатов донорских легких для взрослых реципиентов, состоящих в едином "листе ожидания" Лаборатории, производится на основании совместимости донора и реципиента по группе крови по системе АВО, оценки антропометрических параметров донора и реципиента (рост и окружность грудной клетки), диагноза потенциальных реципиентов в контексте риска наступления летального исхода в течение периода пребывания в "листе ожидания", возраста, региона проживания реципиента, срока пребывания в едином "листе ожидания" Лаборатории.
6.2. Перечень диагнозов заболеваний легких с точки зрения приоритетности распределения их для трансплантации:
- идиопатический легочный фиброз;
- первичная легочная гипертензия;
- муковисцидоз;
- редкие заболевания легких;
- бронхоэктатическая болезнь;
- эмфизема легких.
6.3. Ургентными показаниями к трансплантации легких являются:
- пребывание пациента в условиях отделения реанимации и интенсивной терапии;
- искусственная вентиляция легких;
- экстракорпоральная мембранная оксигенация;
- наличие рецидивирующих легочных кровотечений.

7. Порядок распределения органного комплекса "поджелудочная железа - почка", изолированной поджелудочной железы для трансплантации

7.1. Распределение органного комплекса "поджелудочная железа - почка", изолированной поджелудочной железы для трансплантации взрослым реципиентам, состоящим в едином листе ожидания, производится на основании совместимости донора и реципиента по группе крови по системе АВО, региона проживания реципиента, срока пребывания в едином листе ожидания.
7.2. В первичный пул реципиентов для селекции пар донор - реципиент путем компьютерного подбора проходят все реципиенты, совместимые с донором по группе крови и имеющие отрицательный результат перекрестной пробы на индивидуальную совместимость.
7.3. В "листе ожидания" на трансплантацию органного комплекса "поджелудочная железа - почка", подаваемого из ГУЗ в Лабораторию, обязательному указанию подлежат пациенты, нуждающиеся в трансплантации изолированной поджелудочной железы.





ПРИЛОЖЕНИЕ 5
к распоряжению
Комитета по здравоохранению
от 11.08.2014 № 672-р

Форма № 1

Журнал
учета наблюдения пациентов с поражением головного мозга,
чей неврологический статус по ШКГ составляет менее 6 баллов

Дата начала ведения журнала ______________________________


Дата
Ф.И.О., возраст пациента
Пол
Диагноз, уровень комы
Дата и время начала наблюдения
Отделение
Длительность наблюдения
Диагностические, лечебные действия
Дата и время оповещения гл. трансплантолога, КЦОД, профильных трансплантологов
Исход














Форма № 2

Отчет
трансплантационного координатора в Комитет
по здравоохранению о результатах наблюдения в стационаре
потенциальных доноров

Отчетный период _______________________

N
Дата
Ф.И.О., возраст пациента
Пол
Диагноз, уровень комы
Дата начала наблюдения
Длительность наблюдения
Дата и время оповещения гл. трансплантолога, КЦОД, профильных трансплантологов
Исход случая
Примечания













Форма № 3

Отчет
трансплантационного координатора в КЦОД о выполненных
процедурах кондиционирования потенциальных доноров органов

Отчетный период __________________________

N
Дата
Ф.И.О., возраст донора
Отделение, стационар
Диагноз
Дата, время кондиционирования
Результат кондиционирования
Исход случая
Распределение органов












Форма № 4

Журнал
учета вызовов специалистов КЦОД для консультаций
по оценке состояния потенциальных доноров

Дата начала ведения журнала ___________________________

N
Дата, время вызова
Ф.И.О., возраст пациента
Стационар, отделение
Дата поступления пациента
Диагноз
Состояние пациента на момент вызова
Вызов передал
Вызов принял
Результаты













Форма № 5

Отчет
КЦОД в Комитет по здравоохранению о выполненных процедурах
кондиционирования потенциальных доноров и изъятиях органов
для трансплантации

Отчетный период ___________________________

N
Дата
Ф.И.О., возраст донора
Отделение, стационар
Диагноз
Дата, время кондиционирования
Результат кондиционирования
Исход случая
Распределение органов














ПРИЛОЖЕНИЕ 6
к распоряжению
Комитета по здравоохранению
от 11.08.2014 № 672-р

Форма уведомления
судебно-медицинским экспертом прокурора об изъятии
донорских органов у трупа в целях трансплантации

Санкт-Петербургский Координационный Прокурору
центр органного донорства ____________________________
Комитета по здравоохранению
___________________________________
г. Санкт-Петербург ....____________ ____________________________

Сообщаю Вам, что "__" ________ 20__ г. на основании ст. 47 ФЗ "Об
основах здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 г. N
323-ФЗ, ст. 8, 10 Закона РФ "О трансплантации органов и(или) тканей
человека" от 22 декабря 1992 г. № 4180-1, приказа Министерства
здравоохранения РФ "Об утверждении Инструкции по констатации смерти
человека на основании диагноза смерти мозга" от 20.12.2001 № 460, приказа
Министерства здравоохранения РФ "Об утверждении инструкции по определению
критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения
реанимационных мероприятий" от 04.03.2003 № 73 выездная бригада
Координационного центра органного донорства Комитета по здравоохранению
Санкт-Петербурга произвела изъятие донорских органов и тканей _____________
________________________________ (указать, каких именно) у трупа гражданина
_________________________________________ (Ф.И.О. полностью), скончавшегося
в __________________________________ (наименование ГУЗ) в ____ ч. ____ мин.
№ медицинской карты стационарного больного (умершего) _____________________

Развернутый клинический диагноз ___________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________

Судебно-медицинский эксперт
___________________________ (Ф.И.О. полностью)
_________________ (подпись)
"__" _________ 20__ г.





ПРИЛОЖЕНИЕ 7
к распоряжению
Комитета по здравоохранению
от 11.08.2014 № 672-р

РЕЕСТР
ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, В КОТОРЫХ РАЗРЕШЕНО ПРОИЗВОДИТЬ ЗАГОТОВКУ
ДОНОРСКИХ ОРГАНОВ И(ИЛИ) ТКАНЕЙ ПОСЛЕ КОНСТАТАЦИИ СМЕРТИ
ЧЕЛОВЕКА НА ОСНОВАНИИ ДИАГНОЗА СМЕРТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА
ИЛИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА

1. СПб ГБУЗ "Городская Александровская больница"
2. СПб ГБУЗ "Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы"
3. СПб ГБУЗ "Городская больница № 15"
4. СПб ГБУЗ "Городская Мариинская больница"
5. СПб ГБУЗ "Городская больница № 26"
6. СПб ГБУЗ "Городская больница № 40 Курортного административного района"
7. ГБУ "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт скорой помощи им. И.И.Джанелидзе"
8. СПб ГБУЗ "Городская многопрофильная больница № 2"
9. СПб ГБУЗ "Городская Покровская больница"
10. СПб ГБУЗ "Городская больница № 33"
11. СПб ГБУЗ "Николаевская больница"
12. СПб ГБУЗ "Городская больница № 38 им. Н.А.Семашко"


------------------------------------------------------------------